С помощью VR технологий вылечили фобии у детей с РАС
Тревога и фобии являются распространенными проблемами среди детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС). Эти специфические страхи и фобии могут оказывать серьезное влияние на самого ребенка и его семью. Однако в последние годы проводятся исследования, направленные на разработку эффективных методов лечения таких состояний.

Одно из таких исследований предложило новый подход к лечению фобий и страхов у детей с РАС, комбинируя когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) с воздействием в среде виртуальной реальности (VR). В исследовании приняли участие девять мальчиков в возрасте от 7 до 13 лет, обладающих речевыми навыками и диагностированных с РАС, но без проблем в обучении. У каждого из них были конкретные страхи или фобии, связанные с определенной ситуацией или объектом.

Для проведения лечения исследователи создали индивидуальные сцены в виртуальной реальности с помощью технологии "wrap-around", которая окружает участника сценой, воспроизводящей его фобию или страх. В ходе сеансов в виртуальной реальности психолог обучал детей когнитивным и поведенческим техникам, таким как релаксация и дыхательные упражнения, одновременно постепенно увеличивая воздействие стимула, вызывающего фобию или страх, по мере того, как ребенок проявлял готовность.

Каждый ребенок прошел четыре сеанса продолжительностью 20-30 минут. После участия в исследовании восемь из девяти детей смогли успешно справиться со своей фобией, а четверо из них полностью преодолели свои страхи. Важно отметить, что эффект лечения сохранялся в течение 12 месяцев после завершения исследования.

Таким образом, результаты этого исследования свидетельствуют о высокой эффективности комбинированного подхода, объединяющего когнитивно-поведенческую терапию и воздействие в виртуальной реальности, при лечении специфических фобий и страхов у детей с РАС.


Maskey, M., Lowry, J., Rodgers, J., McConachie, H., & Parr, J. R. (2014). Reducing specific phobia/fear in young people with autism spectrum disorders (ASDs) through a virtual reality environment intervention. PloS one, 9(7), e100374.